Датчик кислорода ваз, Приора, Калина. Зачем он нужен и что делать с неисправностями?
Управляющий датчик кислорода(далее УДК) предназначен для регистрации количества кислорода в выпускных газах, поступающих из двигателя в каталитический нейтрализатор системы выпуска отработавших газов.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) просчитывает длительность впрыска топлива по следующим параметрам: массовый расход воздуха, обороты коленвала, температура охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, запрашиваемый момент, дополнительные потребители(фары, печь, звук и т.д.).
Для режима повышенной мощности, пуска, отключения подачи топлива, защиты ЭСУД, всё так и происходит. Показания управляющего датчика кислорода(УДК) не учитываются. Учитываются показания датчика именно в режиме равномерной нагрузки. Эти показания используются для корректировки топливо-воздушной смеси, или длительности впрыска топлива, в зависимости от других, не учтённых факторов.
Как результат, качественная топливо-воздушная смесь.
Не учитываемые ЭСУД факторы — степень износа двигателя, закоксованность, изменения атмосферного давления, качество топлива, разброс данных(допустимые отклонения в показаниях) полученных с других датчиков и образовавшиеся из-за этого ошибки.
датчик кислорода 4х4
датчик кислорода Приора, Калина
Управляющий датчик концентрации кислорода установлен на корпусе приёмной трубы катколлектора. На фотографиях под номером 1.
Принцип действия
Управляющий датчик кислорода выполнен не разборным, вместе со жгутом проводов и колодкой контактов. Как следует из названия, изменяет уровень опорного сигнала в зависимости от количества кислорода в выпускных газах. Сигнал датчика обрабатывается контроллером ЭСУД. Что желательно знать о принципе действия?
В процессе работы двигателя, после прогрева УДК, контроллер реагирует на изменения диапазона сигнала, обеднением или обогащением топливо-воздушной смеси. Реакция контроллера на показания УДК разносторонняя. Это команда, в текущем процессе, на изменение качества смеси и внесение в память последнего набора данных, для вызова этих режимов в процессе последующей работы.
Если рабочая часть УДК не нагрелась до 300 градусов по Цельсию датчик не активен — уровень сигнала нулевой. В холодном состоянии сопротивление чувствительного элемента УДК несколько МОм.
При повышении температуры сопротивление уменьшается и уровень сигнала входит в определённый диапазон. Внутри УДК имеется специальный нагревательный элемент. К нему подводится питание, управляемое ЭСУД, с использованием в цепи реле.
Таким образом имеем на колодке цепь контроллера, реле и контакты непосредственно датчика.
Конструктивные особенности датчика в том, что его чувствительный элемент химически активен и может быть «отравлен» соединениями свинца и кремния(их парами).
Возможные причины выхода из строя
- Этилированный бензин(присутствие соединений свинца в топливе) приводит к выходу из-строя УДК «за 4 бака».
- Применение герметиков на основе силикона(соединения кремния) при сборке двигателя могут привести к таким-же результатам. Само собой, если сборка с применением герметиков исключает контакт, с системами питания, выпуска, вентиляции — то силикон не повредит(например при установке корпуса помпы).
- Попадание смазок, воды на контакты колодки, керамический изолятор.
- Механические повреждения корпуса, жгута проводов, колодки, контактов.
Определение неисправности
Схема подключения
Неисправность может быть в цепи нагревателя УДК и в цепи самого датчика.
Код неисправности Р0030, Р0032 обозначает неисправность нагревателя.
Проверка цепей нагревателя проводится для цепи питания и для цепи управления нагревателя УДК:
- для цепи питания нагревателя выключаем зажигание, отсоединяем колодку жгута проводов;
- отсоединяем колодку жгута от контроллера. Проверяем контакт Х1/С4 замыканием на бортовую сеть автомобиля;
- если замыкания нет то неисправен контроллер;
- когда замыкание есть, отсоединяем колодку УД;.
- проверяем замыкание контакта «D» колодки УДК на бортовую сеть;
- наличие замыкания говорит о неисправности жгута проводов;
- отсутствие замыкания при коде Р0032 — означает поломку УДК.
Все действия с колодками необходимо проводить при отключенном зажигании!
При коде Р0030 проводим следующие действия:
- колодка контроллера должна стоять на месте;
- колодка УДК должна быть снята;
- затем включаем зажигание и проверяем наличие напряжения питания на контакте «В»(12В);
- отсутствие напряжения питания означает обрыв в цепи питания нагревателя;
- далее проверяем сопротивление между контактами «В» и «D» УДК;
- измеряем напряжение на контакте «D» — если менее 1В, то обрыв в цепи управления УДК;
- если сопротивление более 1кОм неисправен УДК;
- в противном случае неисправен контроллер.
Выяснить причину неисправности связанную с управляющим датчиком кислорода, в домашних условиях, достаточно сложно.
Нет смысла покупать для этого диагностический прибор, специальный манометр. Тем не менее можно проверить цепи связанные с датчиком. В случае исправности цепей питания датчика, можно предположить выход из строя УДК и провести диагностику в соответствующем месте.
Проверяем выпускную систему на наличие утечек, по необходимости устраняем.
Внешним осмотром определяем целостность керамического изолятора, жгута проводов, колодки и контактов УДК.
При этом рассчитывайте, что их ремонт не допускается. В случае повреждений датчик в сборе подлежит замене.
Жгут проводов и колодка УДК изготовлены с конструкционными воздушными зазорами для обеспечения достаточного охлаждения.
При регистрации ошибки, «низкий уровень сигнала датчика кислорода» или «высокий уровень сигнала датчика кислорода», ЭСУД продолжает управление двигателем уже без учёта сигнала УДК.
Поскольку в мощностном режиме так и происходит, можно уверенно рассчитывать на надёжную работу двигателя с такими неисправностями. При этом теряется экономичность и эффект от наличия каталитического нейтрализатора.
Для проверки цепи концентрации кислорода проводим проверку цепи между контактами:
- на колодке УДК контакт «С», на колодке контроллера контакт 4;
- на колодке УДК контакт «А», на колодке контроллера контакт 30;
- колодка контроллера установлена на место и зажигание включено, между контактами «А» и «С» колодки УДК должно быть напряжение порядка 450мВ.
Убедившись в целостности цепи и наличии сигнала контроллера предполагаем неисправность УДК.
После всех проведённых манипуляций можно рекомендовать наиболее кардинальный метод проверки — поставить вместо предполагаемо неисправного — датчик кислорода установленный после нейтрализатора!
Ошибки связанные с отсутствием активности УДК продробно описаны здесь.
Замена управляющего датчика кислорода
Снятие
После отключения зажигания отсоединяем колодку(нажав на фиксатор).
Желательно конечно дождаться остывания катколлектора — впрочем из горячего легче вывернуть. Поэтому, пока горячий, ослабим на один оборот.
Затем применяя ключ на 22, а лучше специальную головку с разрезом, осторожно выворачиваем датчик.
Необходимо помнить что керамический наконечник может легко сломаться.
Установка
Установка производится в обратной последовательности.
С новым датчиком обращаться осторожно! Не допускается попадание на наконечник корпуса датчика(с прорезями), колодку жгута проводов — грязи, жидкостей, смазок, самовулканизирующихся составов!
Рекомендуется, перед установкой, нанести на резьбу тонкий слой графитной смазки(иная смазка не подходит, поскольку стекает и выгорает). При прокладке жгута проводов оставляйте его слегка ослабленным, без натяжения и как можно дальше от нагревающихся деталей.
Затяжку УДК производят моментным ключём с усилием 2545 Н.м.
Последним этапом присоединяете колодку жгута проводов.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
по ремонту ВАЗ (Lada) Kalina I
Источник: https://etlib.ru/blog/190-upravlyayushchij-datchik-kisloroda-v-priore-kaline
Лямбда зонд Лада Калина
Поломку датчика кислорода в выхлопной системе бюджетной модели отечественного происхождения Лада Калина с мотором 8 клапанов, можно наблюдать довольно часто. На это оказывают непосредственное влияние не только суровые условия эксплуатации, но и конструктивные особенности данного автомобиля, и признаки неисправности очевидны.
В случае если появились признаки неисправности, многие обладатели Лада Калина стремятся решить проблему самостоятельно путем замены пришедшего в негодность датчика. Это позволяет им заиметь определенную экономию средств на отсутствии потребности в посещении сервиса.
Как устроен кислородный датчик?
Этот элемент бортовой системы управления двигателем Лада Калина с двигателем 8 клапанов обладает и другим названием – лямбда зонд. Автомобильный датчик кислорода имеет существенное значение для корректного функционирования силовой установки. Выход из строя зонда способен привести не только к переходу ЭБУ к управлению в аварийном режиме, но и спровоцировать остановку мотора.
Лямбда зонд устанавливается в выпускной трубопровод. Он предназначен для контроля уровня содержания объемной доли кислорода в выхлопных газах, перемещающихся внутри коллектора. Зарегистрировав параметр, датчик кислорода начинает передавать в модуль управления силовым агрегатом соответствующие импульсы. По ним ЭБУ распознает уровень кислорода и осуществляет корректировки состава топливовоздушной смеси.
Зона действия датчика подразумевает неизбежность восприятия им повышенных тепловых нагрузок. Это предопределило применение при его изготовлении специализированных материалов, обладающих термической стойкостью. Поверхность изделия покрывается керамическим составом, где присутствует платиновое напыление. Такая конструктивная особенность позволяет компоненту противостоять температуре в 350 градусов по Цельсию, что имеет место внутри выхлопной магистрали.
За непосредственный контроль количества кислорода в среде выхлопных газов отвечает нагревательный компонент датчика, присутствующий внутри его корпуса. Функционирование зонда начинается после старта двигателя. Если датчик кислорода неисправен, то создается риск невозможности пуска силовой установки.
Каждому владельцу Лада Калина потребуется иметь представление о месте расположения лямбда зонда. Для этих целей следует поместить авто над смотровой ямой и внимательно изучить конструкцию выпускной системы. Здесь потребуется уделить повышенное внимание верхнему сектору резонатора, поскольку он фигурирует в качестве штатного места для установки зонда.
Ресурсоемкость датчика кислорода
Производитель в своих рекомендациях склоняет владельцев практичных Лада Калина прибегать к замене датчика спустя интервал пробега, равный 80-160 тыс. км. Если водитель обнаруживает присутствие первых признаков неисправности рассматриваемого нами компонента, то ремонтную операцию потребуется произвести раньше обозначенного пробега.
К основным признакам, свидетельствующим о приходе в негодность лямбда – зонда, специалисты относят:
- несанкционированно увеличенное топливное потребление автомобиля;
- отсутствие стабильности в оборотах холостого хода;
- ухудшение динамических и скоростных возможностей.
Заметим, что на состояние и ресурс зонда существенное воздействие способен оказать качественный показатель топлива. Здесь с целью профилактики следует проверять поставщика бензина путем смены заправки с последующим сравнением поведения автомобиля.
Рейлинги на Лада Гранта на крышу
Какие лучше свечи зажигания для Лада Гранта 8 клапанная
Лада Гранта замена лампы ходовых огней
Для создания удобства при замене датчика производителем разработана целая система, предусматривающая процесс диагностирования. Для его осуществления потребуется применить специальный сканер.
Если в автомобиле LADA Kalina присутствует бортовой контроллер, то весь перечень ошибок, появившихся в зонде можно увидеть на дисплее, транслирующем диагностический режим.
К примеру, код ошибки «PO130» свидетельствует о неадекватном сигнале, посылаемом кислородным датчиком, а ошибка с кодом «PO135» подскажет о поломке нагревательного компонента. Кстати, весь перечень кодов ошибок можно отыскать в сети или в инструкции, прилагаемой к авто.
Замена лямбда — зонда
Поскольку указанный датчик кислорода нельзя подвергнуть ремонту, то при его неисправности единственной мерой будет замена датчика. Стоимость элемента не велика, около 1,5 тыс. руб. В процессе замены потребуется привлечь мультиметр и специального типа ключ. Также необходимо обеспечить доступ под днище. Здесь поможет яма или подъемное средство.
- Процесс начинаем с отключения разъема зонда от сети ЭБУ.
- Теперь посредством прибора, переключенного в режим вольтметра, выполняем измерение значения напряжения на выводах. Величина этого параметра должна составлять 0,45 Вольта, что соответствует номиналу. Если уровень напряжения занижен или отклоняется от регламентной величины на 0,02 Вольта в любую сторону, то это свидетельствует о возможном присутствии неисправности.
- Выявив причину неполадки, приступаем непосредственно к замене. Извлекаем держатель кабеля зонда из отверстия, расположенного в защитном экране.
- Взяв ключ размером на «22», выкручиваем зонд из посадочного гнезда в коллекторе. Чтобы демонтировать элемент, потребуется обзавестись обозначенным ключом особой конфигурации. Опытные владельцы LADA Kalina могут продемонстрировать мастерство по извлечению компонента обычным ключом (размер тот же – «22»).
- Новый датчик устанавливаем по обратному порядку действий.
В завершении о выборе топлива и профилактике
В подавляющем большинстве ситуаций когда в негодность пришел лямбда зонд является некондиционное топливо. Рекомендуем выбору места заправки уделить существенное внимание. Не склоняйтесь к приобретению бензина у непроверенного поставщика, ведь в таком топливе риск присутствия вредных примесей возрастает многократно. В заводских условиях мотор и топливная система настраиваются под определенный тип бензина, который затем указывается производителем в характеристиках авто.
Также довольно эффективной мерой продления ресурса датчика является своевременная профилактика топливного контура. Исправная система топливоподачи будет обеспечивать мотору LADA Kalina более чистый выхлоп, где лямбда зонд способен «чувствовать себя более комфортно». При этом его ресурс существенно возрастает. В противном случае потребуется замена датчика.
Источник: https://Vaz-Lada-Granta.com/kalina/motor-i-korobka/datchik-kisloroda.html
Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода
О том, что такое лямбда зонд и для чего он нужен, к сожалению, знают далеко не все автовладельцы. Лямбда зонд — это кислородный датчик, который позволяет электронной системе контролировать и балансировать правильное соотношение воздуха и бензина в камерах сгорания. Он способен своевременно исправить структуру топливной смеси и предупредить дестабилизацию рабочего процесса двигателя.
Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.
Принцип действия лямбда зонда
Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.
При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.
Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.
Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.
С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.
Основные признаки неисправности лямбда зонда
Основным признаком неисправности лямбда зонда служит изменение работы двигателя, так как после его поломки значительно ухудшается качество поступаемой топливной смеси в камеру сгорания. Топливная смесь, по сути, остается бесконтрольной, что недопустимо.
Причиной выхода из рабочего состояния лямбда зонда может быть следующее:
- разгерметизация корпуса;
- проникновение внешнего воздуха и выхлопных газов;
- перегрев датчика вследствие некачественной покраски двигателя или неправильной работы системы зажигания;
- моральный износ;
- неправильное или прерывающееся электропитание, которое ведет к основному блоку управления;
- механическое повреждение в следствие некорректной эксплуатации автомобиля.
Во всех вышеперечисленных случаях, кроме последнего, выход из строя происходит постепенно. Поэтому те автовладельцы, которые не знают как проверить лямбда зонд и где он вообще расположен, скорее всего, не сразу заметят неисправность. Однако, для опытных водителей определить причину изменения работы двигателя не составит никакого труда.
Постепенный выход из строя лямбда зонда можно разбить на несколько этапов. На начальной стадии датчик перестает нормально функционировать, то есть, в определенных рабочих моментах мотора устройство перестает генерировать сигнал, впоследствии чего дестабилизируется налаженность оборотов холостого хода.
Иными словами, они начинают колебаться в достаточно расширеном диапазоне, что в конечном итоге приводит к потере качества топливной смеси. При этом авто начинает беспричинно дергаться, также можно услышать нехарактерные работе двигателя хлопки и обязательно на панели приборов загорается сигнальная лампочка. Все эти аномальные явления сигнализируют автовладельцу о неправильной работе лямбда зонда.
На втором этапе датчик и вовсе перестает работать на не прогретом двигателе, при этом автомобиль будет всевозможными способами сигнализировать водителю о проблеме. В частности, произойдет ощутимый упадок мощности, замедленное реагирование при воздействии на педаль акселератора и все те же хлопки из-под капота, а также неоправданное дергание автомобиля. Однако, самым существенным и крайне опасным сигналом поломки лямбда зонда служит перегрев двигателя.
В случае полного игнорирования всех предшествующих сигналов свидетельствующих об ухудшении состояния лямбда зонда, его поломка неизбежна, что станет причиной большого количества проблем.
В первую очередь пострадает возможность естественного движения, также значительно увеличится расход топлива и появится неприятный резкий запах с ярко выраженным оттенком токсичности из выхлопной трубы.
В современных автоматизированных автомобилях в случае поломки кислородного датчика может попросту активизироваться аварийная блокировка, в результате которой последующее движение автомобиля становится невозможным. В таких случаях сможет помочь только экстренный вызов эвакуатора.
Однако, самым худшим вариантом развития событий является разгерметизация датчика, так как в этом случае движение автомобиля становится невозможным по причине высокой вероятности поломки двигателя и последующего дорогостоящего ремонта.
Во время разгерметизации отработанные газы вместо выхода через выхлопную трубу, попадают в заборный канал атмосферного эталонного воздуха.
Во время торможения двигателем лямбда зонд начинает фиксировать переизбыток молекул кислорода и экстренно подает большое количество отрицательных сигналов, чем полностью выводит из строя систему управления впрыском.
Основным признаком разгерметизации датчика является потеря мощности, особенно это ощущается во время скоростного движения, характерное постукивание из-под капота во время движения, которое сопровождается неприятными рывками и неприятный запах, который выбрасывается из выхлопа. Также о разгерметизации свидетельствует видимый осадок сажных образований на корпусе выпускных клапанов и в области свечей.
Как определить неисправность лямбда зонда рассказывается на видео:
Электронная проверка лямбда зонда
Узнать о состоянии лямбда зонда можно путем его проверки на профессиональном оборудовании. Для этого используется электронный осциллограф. Некоторые специалисты определяют работоспособность кислородного датчика при помощи мультиметра, однако, он способен только констатировать или же опровергнуть факт его поломки.
Проверяется устройство во время полноценной работы двигателя, так как в состоянии покоя датчик не сможет полностью передать картину своей работоспособности. В случае даже незначительного отхождения от нормы, лямбда зонд рекомендуется заменить.
Замена лямбда зонда
В большинстве случаев такая деталь, как лямбда зонд не подлежит ремонту, о чем свидетельствуют утверждения о невозможности произведения ремонта от многих автомобильных производителей. Однако, завышенная стоимость такого узла у официальных дилеров отбивает всякую охоту его приобретения.
Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать универсальный датчик, который стоит гораздо дешевле родного аналога и подходит практически всем автомобильным маркам.
Также в качестве альтернативы можно приобрети датчик бывший в использовании, но с продолжительностью гарантийного периода или же полностью выпускной коллектор с установленным в него лямбда зондом.
Однако, бывают случаи, когда лямбда зонд функционирует с определенной погрешностью из-за сильного загрязнения в результате оседания на нем продуктов сгорания. Для того чтобы убедиться, что это действительно так, датчик необходимо проверить у специалистов. После того как проверка лямбда зонда состоялась и подтвержден факт его полной работоспособности, его нужно снять, почистить и установить обратно.
Для того чтобы демонтировать датчик уровня кислорода, необходимо прогреть его поверхность до 50 градусов. После снятия, с него снимается защитный колпачок и только после этого можно приступать к очистке.
В качестве высокоэффективного очищающего средства рекомендуется использовать ортофосфорную кислоту, которая с легкостью справляется даже с самыми стойкими горючими отложениями. По окончании процедуры отмачивания, лямбда зонд ополаскивается в чистой воде, тщательно просушивается и устанавливается на место.
При этом не стоит забывать о смазке резьбы специальным герметиком, который обеспечить полную герметичность.
Устройство автомобиля очень сложное, поэтому он нуждается в постоянной поддержке работоспособности и проведении своевременных профилактических работ.
Поэтому в случае возникновения подозрений о неисправности лямбда зонда, необходимо незамедлительно произвести диагностику его работоспособности и в случае подтверждения факта выхода из строя, заменить лямбда зонд.
Таким образом, все важнейшие функции транспортного средства будут сохранены на прежнем уровне, что станет гарантом отсутствия дальнейших проблем с двигателем и прочими важными элементами автомобиля.
Источник: http://2auto.su/article/tuning/pervye-priznaki-neispravnosti-lyambda-zonda-ili-kak-proverit-datchik-kisloroda/
Датчик кислорода,
Система управления двигателем современного автомобиля предусматривает целый ряд датчиков, собирающих информацию о том, насколько правильно функционирует тот или иной его узел. Благодаря им электронный «мозг» машины имеет возможность вносить определенные коррективы в работу силового агрегата.
Одним из таких информационных устройств является датчик кислорода (лямбда-зонд). Он устанавливается на все машины, соответствующие нормам экологичности выше Евро-2, в том числе и на отечественные автомобили.
В этой статье мы поговорим о предназначении, функциях, конструкции и неисправностях лямбда-зонда на примере «Лады Калины».
Откуда такое название
Для того чтобы бензиновый двигатель мог работать максимально эффективно при минимальном расходе топлива, ему необходима идеальная (стехиометрическая) горючая смесь. Соотношение воздуха к бензину в ней должно составлять 14,7 к 1. Указанный объем кислорода у автопроизводителей принято обозначать греческой буквой «λ» (лямбда).
Роль лямбда-зонда
Датчик кислорода устанавливается на одном из элементов системы отвода отработанных газов. Обычно это коллектор или приемная труба. Его чувствительный элемент размещается так, чтобы он был в постоянном взаимодействии с выхлопными газами.
Задача зонда – определить количество кислорода в выхлопах. Об этом он информирует электронный блок управления двигателем. Последний, в свою очередь, основываясь на данных лямбда-зонда, а также датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), корректирует количество топлива, подаваемого во впускной коллектор.
Но производители автомобилей таким образом не столько заботятся о том, чтобы ваша машина потребляла меньше горючего, сколько о том, чтобы она отвечала обязательным требованиям экологичности. Без этого машина попросту не сойдет с конвейера. Кислородный датчик здесь очень важен, ведь если мотор будет потреблять идеальную топливную смесь, количество вредных примесей в выхлопных газах сведется к минимуму.
Где находится датчик кислорода на «Калине»
Что касается расположения лямбда-зонда, то в «Калине» он установлен на выпускном коллекторе (штанах). Но здесь есть один нюанс. Если ваш автомобиль соответствует классу экологичности Евро-3 и выше, т.е. относится к последним модификациям, на нем установлен не один, а два кислородных зонда: управляющий и диагностический.
Первый, как и было сказано, расположен на выпускном коллекторе. Вышеописанные функции выполняет именно он. А где же находится другой?
Установлен диагностический датчик кислорода после нейтрализатора. «Калина» с его помощью контролирует первый зонд, и если он выйдет из строя, электронный блок немедленно сообщит об этом водителю.
Как устроен лямбда-зонд
Датчик кислорода «Калина» имеет простую конструкцию, основу которой составляют два электрода, покрытых диоксидом циркония. Они размещены в той части корпуса, которая помещается внутрь элемента выхлопной системы, и сверху защищены перфорированным стальным экраном. Контакты соединены с разъемом датчика, через который он подключается к блоку управления.
Конструкция зонда заключена в металлический корпус с резьбой и юбкой под гаечный ключ в нижней части. Некоторые модификации современных датчиков дополнительно оснащены электрическими нагревателями. Они необходимы для того, чтобы устройство начинало функционировать с первых секунд запуска двигателя.
Без них оно включается в работу только после того, как температура внутри коллектора достигнет 300-4000С.
Диагностический зонд имеет такую же конструкцию, как и управляющий датчик концентрации кислорода. «Калина» в этом плане выигрывает за счет того, что эти устройства взаимозаменяемы.
Принцип работы
Работа лямбда-зонда, независимо от его модификации и марки (модели) автомобиля, построена на разности потенциалов между его электродами. Иными словами, электронный блок управления определяет, насколько изменяется напряжение, подаваемое им на датчик кислорода.
«Калина» не исключение. Ее зонд способен улавливать колебания напряжения на контактах в пределах 50-90 мВ. Низкий уровень сигнала указывает на то, что топливная смесь слишком бедная, т.е.
в ней много кислорода, и наоборот, чем выше напряжение, тем богаче смесь, поступающая в цилиндры.
Как уже говорилось, лямбда-зонд начинает работать только после прогрева до 300-4000С. До этого электронный блок управления не учитывает его показания.
В первые минуты работы двигателя концентрация топливной смеси рассчитывается на основании данных датчиков массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки и числа оборотов коленвала.
Когда зонд прогреется до нужной температуры, а для этого необходимо 5-7 минут, электронный блок управления включает его показатели в общую формулу расчета количества топлива.
Признаки неисправности кислородного датчика
Неисправность датчика кислорода «Калине» и ее владельцу может обернуться более серьезными проблемами. Дело в том, что без него двигатель работает в аварийном режиме, а это чревато не только увеличенным расходом топлива и нарушением экологических норм, но и возникновением такого явления, как детонация. Чтобы этого не допустить, важно знать, какие признаки может подавать ваша «Лада Калина», датчик кислорода у которой вышел из строя. Симптомами неисправности лямбда-зонда могут быть:
- постоянно горящая на приборной панели сигнальная лампа «CHECK»;
- заметное снижение мощности;
- плавающие обороты на холостом ходу;
- увеличение расхода топлива.
Расшифровка кодов возможных ошибок
Более точная диагностика лямбда-зонда может быть осуществлена при помощи электронного тестера, подключаемого к блоку управления двигателем. Считав с него ошибки, можно уже наверняка сказать, сломалось ли что-то другое, или именно датчик кислорода. «Калина» о неисправности лямбда-зонда может сообщать следующими кодами:
- P0130 – с первого датчика поступает неправильный сигнал;
- P0133 – устройство подает слишком слабый импульс;
- P0134 – первый датчик вообще не подает сигнал;
- P0135 – неисправен нагреватель зонда (если он предусмотрен конструкцией);
- P0136 – второй датчик кислорода «Калина» замыкает на «массу»;
- P0140 – обрыв в цепи второго зонда.
Модификации лямбда-зондов для «Калины»
Обнаружив неисправность лямбда-зонда, поспешите его заменить. Это, конечно, обойдется вам недешево (порядка 2500 рублей), но со сломанным датчиком лучше не ездить. Перед тем как заменить устройство, поинтересуйтесь, какой датчик кислорода в «Калине» устанавливается с завода. Именно такую модель и следует покупать для замены.
Первые модели «Калин», соответствующие нормам Евро-2, оборудовались зондами фирмы «Бош» (каталожный номер 0 258 005 133). Эти же датчики использовались и для более поздних моделей в качестве первого зонда.
В настоящее время чаще применяются устройства все той же фирмы «Бош», но уже модификации 0 258 006537. От предыдущих датчиков они отличаются наличием нагревательного элемента.
Замена датчика кислорода на «Калине»
Для того чтобы заменить лямбда-зонд, необязательно обращаться в сервис. Если вы уверены в его неисправности и уже купили новое устройство, можете установить его своими силами. Для этого понадобятся:
- ключ на «10»;
- жидкость против ржавчины (WD-40 или аналогичная);
- ключ на «22».
Порядок выполнения работ следующий:
- Автомобиль устанавливаем на ровной площадке. Если двигатель горячий, даем ему остыть.
- Используя ключ на «10», откручиваем болт на «минусовой» клемме аккумулятора. Снимаем клемму.
- Находим датчик, отсоединяем от него разъем с проводами питания.
- Обрабатываем место соединения зонда с коллектором жидкостью против ржавчины. Даем время ей «поработать».
- Ключом на «22» выкручиваем датчик. На его место устанавливаем новый. Подключаем разъем.
- Присоединяем «минусовую» клемму к АКБ, фиксируем ее.
Вот, в принципе, и вся работа. Теперь остается запустить двигатель и проверить его работу на холостых оборотах. Если сигнальная лампа погасла, а силовой агрегат начал работать с заметным улучшением, значит, мы с вами сделали все правильно.
Как видите, ничего сложного ни в устройстве, ни в замене кислородного датчика «Лады Калины» нет. Важно только вовремя заметить неисправность и устранить ее. А чтобы лямбда-зонд вашего авто служил как можно дольше, заправляйте его качественным топливом.
Источник: https://FB.ru/article/290088/datchik-kisloroda-kalina-opisanie-i-remont
Датчик кислорода на Лада Калина
На автомобилях марки Лада Калина, в том числе, предустановлено два датчика концентрации кислорода (далее — ДКК). Первый – диагностический, второй – управляющий.
Внешне контролеры идентичны по размерам и габаритам, но выполняют разные функции. Диагностический определяет концентрацию кислорода в горючей смеси на выходе из камер сгорания. Управляющий контроллер сканирует содержание выхлопных газов после прохождения катализатора и пересылает данные электронному блоку управления.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
В ходе систематической эксплуатации автомобиля, заправки низкокачественным горючим срок службы контролеров сокращается. Процесс самостоятельной замены не сложный, но требует внимательности со стороны мастера. Нарушение регламента недопустимо.
Датчик кислорода на Лада Калина: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
BOSCH 0 258 006 537, 0 258 986 602 (оригинал) | От 2100 – 2400 |
BREMI 30223 (8 клапанов) | От 1900 — 2000 |
ERA 570023 (8 и 16 клапанов) | От 1900 — 2000 |
FENOX SD10100O7 | От 1900 — 2000 |
DENSO DOX-0150 | От 1900 — 2000 |
PIERBURG 7.22701.08.0 | От 1900 — 2000 |
NGK 95801 | От 1900 — 2000 |
FENOX AM28116C3 | От 1900 — 2000 |
Металлическая проставка | От 1900 — 2000 |
Электронный эмулятор | От 1350 |
*цены указаны состоянием на май 2019 года |
Учитывая высокую стоимость оригинальных деталей, многие автовладельцы предпочитают покупать аналоги подешевле.
Разница в цене 20 – 25 %.
Существуют и те, кто удаляет вовсе каталитический наполнитель с выхлопной системы, вваривает приемную трубу, устанавливает обманку под ДКК.
Спустя 80 тыс. км. катализатор Лада Калина приходит в негодность, о чем свидетельствует ряд признаков. По желании клиента мастера СТО удаляют (вырезают) штатный катализатор заменяют «пустышкой».
«Пустышки» изготавливают по схеме: 4-2-2 или 4-2. В народе называются пауками. Это цельная конструкция вместе с муфтой выпускного коллектора, приемной трубой.
Чтобы электронный блок управления не идентифицировал системную ошибку, лямбда зонд заменяют одним из видов обманок:
- Механической;
- Электронной.
Механическая «обманка»
Металлическая проставкой, которая устанавливается под кислородный контролер. Цена «аксессуара» 300 рублей. Внутри проставки имеется отверстие, сквозь которое попадают газы внутрь датчика.
Выхлопные газы взаимодействуют с керамической крошкой, вследствие чего концентрация вредных веществ существенно снижается. Электронный блок управления не идентифицирует «системную ошибку».
Электрическая обманка
«Эмулятор» имеет внутри конструкции микропроцессор, корректирующий сигнал для ЭБУ. Последний «считает» что датчик исправен и пропускает данные, не интерпретируя ошибку.
Стоимость эмулятора от 1700 рублей, что составляет 90 % от цены нового ДКК. В отличие от штатного контролера, эмулятор имеет неограниченный срок эксплуатации.
Где расположен кислородный датчик
На модели Лада Калина диагностический контролер установлен в корпусе выпускного коллектора, а управляющий лямбда зонд находится за муфтой приемной трубы.
Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 тыс. км. в зависимости от соблюдения водителем рекомендаций изготовителя.
Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле Лада Калина
Учитывая схожесть признаков со многими другими неполадками, важно корректно идентифицировать поломку на начальном этапе.
- Затрудненный запуск мотора «на холодную», «на горячую»;
- Увеличенный расход горючего;
- Снижение мощности;
- Пассивная динамика разгона;
- Работа мотора не в такт;
- На приборной панели сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок ЭБУ;
- В выхлопной трубе слышны периодические прострелы, что указывает на несбалансированность горючей смеси;
- Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.
При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения комплексной диагностики.
Диагностика датчика концентрации кислорода своими руками на Лада Калина
Для проверки оборудования используем мультиметр. Последовательность действий следующая:
- Помещаем машину над смотровой ямой;
- Снимаем концевики с контролера;
- Подсоединяем клеммы мультиметра;
- Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
- Анализируем полученные данные.
Если стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, если стрелка опускается в ноль – деталь повреждена. Помните, что контролер неразборный, профилактике не подлежит.
Установка кислородного датчика на Лада Калина
- Устанавливаем машину на смотровой канал (яму);
- Глушим мотор, открываем капот, ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
- Снимаем концевики;
- Ключом на «17» выкручиваем ДКК, вкручиваем новый, надеваем клеммы;
- Запускаем двигатель
Остается проверить функционал. Замена своими руками завершена.
Монтаж «обманки»
Для качественной установки необходимо наличие сварочного оборудования. Мастера рекомендуют устанавливать обманку только в сертифицированных сервисных центрах.
Подготовительный этап:
- Сварочный аппарат;
- Шлифовальная машинка;
- Металлическая труба;
- Фланцевые соединения;
- Фонарик для улучшения зоны видимости, обзорности.
Этапы монтажа:
- Отключить действующий датчик концентрации кислорода;
- Сварочным аппаратом вырезать катализатор на участке выхлопной трубы;
- Вварить металлическую вставку;
- Вкрутить проставку вместе с контролером ДКК.
Если владелец Лада Калина желает установить электронную обманку, то для этого потребуется перепрошивка ЭБУ портативным сканером.
Устал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Узнать подробности
Источник: https://zapchasti.expert/datchiki/datchik-kisloroda/datchik-kisloroda-na-lada-kalina.html
Лямбда-зонд на ВАЗовских автомобилях: его специфика и диагностика
Датчик кислорода или лямбда-зонд в автомобиле Лада Калина или любой другой модели представляет собой устройство, позволяющее корректировать подачу топлива для образованию горючей смеси. Поскольку этот регулятор работает постоянно, он имеет свойство периодически выходить из строя. Об устройстве и диагностике контроллера вы можете узнать из этого материала.
Ладовский лямбда-зонд от BOSCH
Для нормальной работы датчика кислорода Лада Гранта устройство должно иметь температуру не ниже 300 градусов. Для этого используется дополнительный тепловой компонент, который начинает работать сразу после запуска силового агрегата. На Калине или любом другом ВАЗе кислородный датчик (КД) может быть отравлен в результате использования этилированного топлива.
Где находится КД в автомобиле Лада Калина или на любом другом авто? Его монтаж осуществляется в выхлопном коллекторе, благодаря чему устройство может все время производить контроль уровня кислорода в отработанных газах при работе ДВС. При необходимости расположенный в выхлопном коллекторе регулятор может подать импульс на блок управления, в результате чего топливная система начнет регулировку воздуха и горючего. Горючая смесь, как известно, нужна для полноценной работы силового агрегата.
Поскольку в ходе эксплуатации на КД возлагаются высокие тепловые нагрузки, он обычно производится из термостойких материалов. Непосредственно сама поверхность устройства покрывается специальным керамическим материалом, а сверху наносится платиновое опыление. Соответственно, это позволяет выдерживать максимальные температуры при работе мотора, вплоть до 350 градусов.
Устройство лямбда-зонда
Что касается контроля уровня кислорода для образования горючей смеси, то за это отвечает установленный внутри конструкции нагревательный компонент. Как сказано выше, он вступает в работе после того, как заводится мотор.
Если в работе этого регулятора произошла поломка, это станет причиной невозможности запуска ДВС. Чтобы точно узнать, где расположен контроллер, нужно загнать машину на смотровую яму и залезть под днище.
В частности, обратите внимание на верхнюю часть резонатора — обычно он ставится там.
Особенности датчика
Часто бывает такое, то КД сообщает автомобилисту о наличии обедненной смеси в цилиндрах, это одна из его особенностей.
Чтобы решить проблему, в первую очередь следует увеличить подачу бензина, для этого можно взять немного топлива в шприце и прыснуть им во впускной коллектор.
Если после этого устройство увидело то, что смесь стала обогащаться, то это значит, что проблема не в нем, а в неисправности системы подачи горючего. Вполне возможно, что причиной проблемы является повреждение магистрали либо некорректная работа топливного насоса.
Также бывает такое, что КД сообщает о слишком обогащенной смеси без имеющихся причин. Если это так, то необходимо сделать искусственный подсос воздуха и также проверить реакцию контроллера. При нормальном работающем КД уровень напряжения импульса возвратится к норме.
Так или иначе, данный механизм всегда должен быстро реагировать на какие-либо изменения, это основной критерий его работоспособности.
Если вы заметили, что реакция устройства слишком медленная, это свидетельствует о том, что КД неисправный и его надо поменять (автор видео — канал AndRamons).
В некоторых случаях бывает такое, что причиной некорректной работы КД кроется в пропусках зажигания, однако замена регулятора в данном случае результатов не даст. В первую очередь необходимо произвести диагностику состояния свечей зажигания.
Следует учитывать тот факт, что в выпускную систему при работе мотора засасывается воздух, который в любом случае проходит через КД.
Соответственно, устройство может так среагировать — сообщить об обедненной смеси, в то время как по факту она будет обогащенной.
Как проверить лямбда-зонд?
О поломке контроллера могут свидетельствовать ошибки Р0030 и Р0032 при диагностике.
Проверка цепи осуществляется следующим образом:
- сначала отключается зажигание и от устройство отсоединяются провода;
- необходимо продиагностировать контакты Х1/С4 на предмет замыкания, при отсутствии замыкания это свидетельствует о неисправности контроллера;
- затем проверяется замыкание на контакте D — если замыкание есть, то нужно поменять жгут проводов, если нет, а код ошибки Р0032, то КД надо менять.
Если диагностика показала код поломки Р0030, то действовать нужно так:
- колодку от КД следует отключить, а от контроллера — оставить на месте;
- далее, активируется зажигание и производится проверка уровня напряжения контакта В;
- если напряжения нет, то проблему нужно искать в проводке;
- следующим этапом будет диагностика уровня сопротивления на контактах В и D — если оно меньше 1 вольта, то проблема кроется в обрыве, если сопротивление больше 1 кОм, то вышел из строя КД (автор видео — В гараже у Сандро).
Перед тем, как проверить устройство в домашних условиях, нужно учесть, что для диагностики потребуется специальный тестер и манометр.
Поэтому в целом проверка КД дома — это достаточно сложное занятие, но ее можно выполнить без оборудования:
- Произведите диагностику выпускной системы на предмет утечек, если они имеются, то от них надо избавиться.
- Проведите визуальную диагностику целостности корпуса устройства, проводки, а также контактов. Будьте осторожны во время осмотра, поскольку ремонт этих элементов невозможен.
Ошибки и неисправности
Теперь поговорим о поломках и признаках неисправности. Как показывает практика, чаще всего встречается проблема выхода из строя нагревательного компонента КД. Что касается непосредственно регулятора, то он может сломаться в результате воздействия на него влаги, смазки, грязи. Также часто причина поломки кроется в механических повреждениях контактов, цепей или корпуса устройства.
При неисправностях контроллера водитель сможет заметить основной симптом — увеличившийся расход топлива. Если же датчик просто «мертв», то автовладельцу предстоит столкнуться и с проблемами в запуске силового агрегата. Кроме того, значительно снизится эффективность функционирования каталитического нейтрализатора, то есть возрастет объем выбросов вредных веществ в окружающую среду.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
«Диагностика Калины и ремонт лямбда-зонда»
Подробнее о том, как производится компьютерная диагностика авто и ремонт кислородного датчика, вы можете узнать и этого видео (автор — Александр Скрипченко).
Источник: https://labavto.com/vaz/spetsifika-i-diagnostika-datchika-kisloroda/
Лада: обманка лямбда-зонда Калина
Лада Калина автомобиль для России по-своему уникальный. Во-первых, долгое время он был единственным отечественным автомобилем, удовлетворяющим экологическим требованиям Евро-5. Во-вторых, это одна из немногих машин II группы малого класса, выпускающаяся в кузове универсал.
И, наконец, мало какой автомобиль, причем, не только в нашей стране, удостаивавшийся честь быть отрекламированным президентом. Кстати, после того, как ныне президент, а на тот момент премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин совершил пробную поездку на Калине, развив скорость в 120 км/ч, продажи этого автомобиля подскочили чуть ли не вдвое.
Так, в 2007 году владельцами калин стали более пятидесяти тысяч россиян.
И большинство из них ничуть об этом не пожалели, ведь они за вполне приемлемую цену получили автомобиль европейского уровня надежности и безопасности. Конечно, Лада Калина не лишена недостатков, но достоинств у нее все-таки больше. А соответствие ее современным экологическим требованиям создало возможность для продажи Калины и в Европе, где, к слову сказать, она хоть и не пользуется такой популярностью, как на родине, но тоже неплохо продается.
Замена катализатора на пламегаситель
Одно из слабых мест Калины – это каталитический нейтрализатор выхлопных газов.
На калины первого поколения ставились катализаторы импортного производства, но со временем эти агрегаты начали производить и у нас, причем качества отечественных катализаторов ничуть не хуже, чем китайских, корейских и даже европейских. А вот цена их заметно меньше.
Впрочем, она все равно достаточно высокая, так что, когда тот вырабатывает свой ресурс или выходит из строя по какой-либо иной причине, владельцу Калины приходится выкладывать за ремонт выхлопной системы своего автомобиля довольно внушительную сумму.
Впрочем, всегда есть альтернатива заменить неработающий каталитический нейтрализатор значительно более дешевым пламегасителем. Этот агрегат выполнят практически все функции катализатора. Единственное, с чем он не справляется, это с очисткой выхлопных газов от наиболее токсичных их составляющих.
В катализаторе они расщепляются на свободный кислород и прочие элементы благодаря наличию в этом элементе выхлопной системе специального слоя фильтра, в состав которого входит сразу несколько редкоземельных и драгоценных металлов – они-то и делают катализатор весьма дорогим устройством. Фильтрующий элемент пламегасителя этот слой не содержит, поэтому, проходя сквозь него, выхлопные газы автомобиля перестают соответствовать нормам экологической безопасности, принятым сегодня в большинстве европейских стран и в России, в том числе.
Проблема заключается даже не в том, что у автомобиля с пламегасителем могут возникнуть трудности при прохождении им техосмотра в ГИБДД – наши инспектора смотрят на недостаточно чистый выхлоп не так строго, как европейские. За качеством своего выхлопа следит и сама машина.
Вернее, ее электронный блок управления, который, обнаружив несоответствие состава выхлопных газов нормам Евро-5, начинает вмешиваться в работу двигателя автомобиля.
Сперва ЭБУ переводит двигатель в аварийный режим работы с заниженной мощностью, тем самым сокращая потребление им топлива и, соответственно, уменьшая общее количество выхлопа. А через какое-то время и вовсе блокирует его запуск.
Именно так будут развиваться события, если при замене каталитического нейтрализатора на пламегаситель не установить обманку лямбда-зонда.
Для чего нужна обманка лямбда-зонда?
Лямбда-зонд – это датчик, измеряющий количество свободного кислорода в выхлопе. В современных автомобилях, в том числе и на Ладе Калине, таких зондов два. Первый стоит непосредственно на выпускном коллекторе и производит анализ выхлопа на момент его выхода из камер сгорания.
Теоретически, кислорода в нем на этой стадии быть не должно вовсе – в составе топливовоздушной смеси он полностью сгорает в цилиндрах. Но это возможно лишь в моторах со стопроцентным КПД, а столь совершенный двигатель внутреннего сгорания человечество пока не изобрело. Поэтому незначительное количество кислорода в выхлопные газы все-таки попадает.
Но если его количество превысит максимально допустимую норму, это будет означать, что эффективность работы двигателя ниже расчетной и мотор нужно показать мастеру автосервиса.
Второй лямбда-зонд стоит в конце выхлопного тракта и производит анализ выхлопных газов, прошедших все стадии очистки. На этом этапе количество кислорода в них должно увеличиться на несколько порядков. Если этого не происходит, значит, химическая реакция по расщеплению токсичных оксидов по каким-либо причинам в катализаторе не осуществляется. В случае его замены на пламегаситель – по причине отсутствия самого катализатора.
Обманка лямбда зонда Калина: принцип работы
Вот на этот второй лямбда-зонд и устанавливается обманное устройство. Его назначение состоит в том, чтобы сделать исчезновение из выхлопного тракта каталитического нейтрализатора незаметным для ЭБУ. Все обманка лямбда-зонда может быть механическая и электронная: разделяются они по принципу их работы.
Первые представляют собой обыкновенную стальную втулку, устанавливаемую между лямбда-зондом и выхлопной трубой. Тем самым зонд смещается относительно потока выхлопных газов и те на пути к нему, смешиваясь с воздухом, обогащаются кислородом. В итоге зонд фиксирует приемлемое его количество в выхлопе, о чем и сообщает на электронный блок управления.
Обманки второго типа представляют собой несложное в исполнении электронное устройство, которое встраивается в электрическую цепь автомобиля между лямбда-зондом и ЭБУ.
Электронная обманка лямбда-зонда перехватывает сигнал, идущий от зонда, и отправляет вместо него на ЭБУ свой, говорящий о том, что выхлопная система автомобиля продолжает работать в штатном режиме.
Хоть и другим путем, но результат достигается тот же: ЭБУ не замечает замены катализатора на пламегаситель и все системы автомобиля продолжают работать в свойственном им режиме.
Относительно того, какой тип обманок предпочтительнее, существуют разные мнения. И механическая, и электронная обманки (при условии их правильного выбора и качественной установки) одинаково надежны и эффективны. Стоимость их тоже приблизительно одинакова, да и их установка у опытного мастера сложности не вызывает. Их выбор зависит исключительно от предпочтений специалиста, осуществляющего ремонт выхлопной системы автомобиля.
ВАЖНО! Так как разные автомобили (в первую очередь, разных лет выпуска) соответствуют разным экологическим классам, то и обманки лямбда-зонда для них тоже требуются разные. Для Лады Калины это обманки класса Евро-5.
Класс механической обманки обеспечивается ее длиной, что и понятно: чем на большее расстояние будет отдален лямбда-зонд, тем в большей степени выхлоп на пути к нему успеет обогатиться кислородом из воздуха. Электронные обманки отличаются друг от друга своей «начинкой», определяющей, какой именно сигнал они будут отправлять на ЭБУ.
И выбор обманки, и ее установку правильнее всего доверить опытному специалисту. Только работа профессионала может послужить гарантией того, что после ремонта выхлопной системы автомобиль продолжит служить вам верой и правдой.
Источник: https://euro-glush.ru/remont-vyhlopnoj-sistemy/lada-obmanka-lyambda-zonda-kalina.html
Датчик кислорода
С каждым годом экологические нормы для автопроизводителей ужесточаются. Это коснулось и отечественного «АвтоВАЗа». С середины «нулевых» годов все машины идут с катализатором. Он призван очистить выхлоп от вредных металлов и отложений, которые идут в атмосферу.
Но чтобы эта деталь работала правильно, в конструкции имеются еще и вспомогательные элементы. Один из таких — датчик кислорода. «Калина» 1.6 (8 кл.), тоже им оснащается.
Что это за элемент, как он устроен, и каким образом его заменить? Об этом и не только читайте в нашей сегодняшней статье.
Характеристика
Устанавливается на автомобиль «Лада Калина» датчик кислорода с целью определить количество оставшегося О2 в выхлопе. Иное название данного датчика – лямбда-зонд. Это название происходит от греческой буквы λ. Именно этим символом обозначается избыток воздуха в отработавших газах. Датчик призван не только измерять концентрацию О2, но и поддерживать стабильную работу двигателя на разных его режимах работы (поскольку тесно связан с электронным блоком управления).
Оптимальное значение лямбды на всех автомобилях равно единице. В таком случае электронный блок управления готовит смесь в следующем соотношении: на 1 килограмм бензина приходится 14,7 килограммов воздуха. Также отметим, что датчик кислорода устанавливается только на автомобили с электронным впрыском топлива. На карбюраторных машинах такой элемент отсутствует.
Где находится?
Поскольку датчик кислорода «Калины» 1.6 призван измерять остаточный О2 в газах, находится он в системе выхлопа. Деталь располагается прямо за выпускным коллектором (так называемым «пауком»). Внешне элемент похож на длинную свечу с проводами. Как выглядит датчик кислорода «Калины» 1.6, читатель может увидеть в нашей статье.
Устройство
Лямбда-зонд состоит из следующих элементов:
- Керамического изолятора.
- Кольца и манжет (служат для качественного уплотнения).
- Наконечника с просверленным отверстием.
- Защитного щитка (тоже имеет отверстие для выпуска выхлопных газов).
- Спирали (она помещена в отдельный резервуар).
- Токопроводящего контакта.
- Проводки.
Все это заключено в металлический термостойкий корпус. Датчик кислорода «Калины» крепится к выпускному коллектору благодаря резьбовому соединению.
Отметим, что технические характеристики лямбда-зонда не позволяют производить замеры при температуре ниже 250 градусов Цельсия. Чтобы датчик кислорода «Калины» показывал верные значения, его керамический наконечник должен нагреться до рабочих температур. Таковыми считаются значения 300-400 градусов Цельсия.
Но как элемент работает при запуске авто «на холодную»? В таком случае блок управления использует усредненные значения лямбды, что идут от иных датчиков (числа оборотов коленвала и температуры охлаждающей жидкости). В цилиндрах сгорает немного больше топлива, чем предусмотрено нормами.
Но как только температура в выпускном коллекторе достигнет трехсот градусов, соотношение топлива к кислороду вернется к норме и будет составлять 1:14.7.
Датчик кислорода «Калины» 2-го поколения
Отметим, что на последних версиях «Калины» устанавливается несколько таких элементов. Управляющий датчик по-прежнему находится в выпускном коллекторе. А второй (диагностический) расположен уже за катализатором.
Таким образом, датчики измеряют концентрацию кислорода до и после попадания газов в нейтрализатор. Оба лямбда-зонда тесно взаимосвязаны между собой. При выходе одного из них на панели приборов сразу же загорится датчик, сигнализирующий об ошибке.
Но это не единственный симптом.
Ресурс
Точного регламента замены лямбда-зонда производитель не выделяет. У каждого он выходит из строя на разном пробеге. В среднем, эта цифра составляет 60-80 тысяч километров. Чтобы не гадать с пробегом, нужно знать характерные симптомы неисправностей.
Признаки неисправностей
Помимо желтой лампы «Проверьте двигатель» на панели приборов, в случае неисправности датчика кислорода «Калины» владелец столкнется с массой других проблем. Поскольку значения лямбды будут некорректными, двигатель работает не в своем режиме.
Возможны плавающие обороты на холостом ходу. А поскольку электронный блок начинает готовить смесь в неверном соотношении, значительно возрастает расход топлива. Наряду с этим падает динамика разгона.
Все это является поводом для подробной диагностики (а возможно, и замены) датчика кислорода «Калины».
Проверка лямбда-зонда: способ № 1
Самый простой метод диагностики – визуальная проверка. Чтобы убедиться в неисправности датчика кислорода «Калины», нужно осмотреть его наконечник. Он не должен иметь следов сажи. Если таковые присутствуют на наконечнике, значит, в цилиндры попадала обогащенная топливом смесь. В результате часть ее не сгорала и выходила прямо в коллектор.
Еще один признак неисправности – это блестящий налет. Это свидетельствует о высокой концентрации свинца в топливе. Стоит отметить, что данный металл сильно повреждает керамические частицы датчика и последний не в состоянии нормально работать. Обычно наличие свинца говорит о плохом качестве топлива. Не стоит заправляться на сомнительных АЗС.
Также к замене датчика ведут отложения серого цвета. Это говорит о наличии моторного масла в выхлопе. Такое происходит из-за изношенных колец в цилиндропоршневой группе. Но также серый налет образуется при использовании сторонних присадок в топливо.
Способ № 2
Более эффективный метод проверки датчика кислорода «Калины» — измерение напряжения на контактах. Для этого нам понадобится вольтметр (или мультиметр). Итак, включаем зажигание и подключаемся к контактам. Нормальное значение – 0.45 В. Если данный параметр составляет ниже 0.42 В, значит, элемент вышел из строя.
Способ № 3
Этот метод заключается в компьютерной диагностике при помощи ELM-адаптера. Для «Лады Калины» оптимальным выбором будет ELM-327. После подключения компьютер считает все ошибки с блока. Ниже мы приведем несколько кодов, свидетельствующих о неисправности датчика кислорода «Калины»:
- РО134. Отсутствие питания на датчике.
- РО136. Датчик замыкает на массу.
- РО140. Говорит об обрыве цепи.
Если у вас «Калина» с нагревателем лямбда-зонда, также возможно появление ошибки РО135. В таком случае элемент тоже приравнивается к неисправному.
Замена
Для того чтобы заменить кислородный датчик на «Калине», вам потребуется набор рожковых ключей и жидкость ВД-40. Если конструкцией предусмотрен только один лямбда-зонд, не обязательно проводить работы на смотровой яме. Этот датчик находится на выпускном коллекторе – чтобы к нему добраться, достаточно открыть капот.
Обратите внимание: работы по снятию и установке кислородного датчика должны проводиться на остывшем моторе.
Предварительно лямбд-зонд нужно обработать жидкостью ВД-40. Для чего это нужно? За время эксплуатации резьба сильно прикипает к коллектору, поэтому открутить такой элемент становится невозможным. Далее снимаем колодку с контактами.
Она может крепиться на пластиковом хомуте. Последний придется разрезать. Сами контакты подходят на патрубок системы охлаждения. На следующем этапе при помощи ключа «на 22» выкручиваем кислородный датчик наружу.
Далее остается лишь установить новый элемент в обратной последовательности.
Обратите внимание: провода от кислородного датчика не должны соприкасаться с металлической частью двигателя. В противном случае они могут оплавиться.
Если лямбда-зонд «закис»
Часто случается, что одного лишь смачивания в «ВДшке» не хватает. Резьба по-прежнему держит оборону. Как быть в таком случае? Есть два метода решения проблемы:
- Нужно запустить двигатель и подождать пока он прогреется. После этого аккуратно полить водой датчик. Согласно законам физики, металл при охлаждении должен уменьшиться. А поскольку «штаны» еще разогретые, образуется небольшой зазор в резьбе. Но откручивать датчик нужно в рукавицах, дабы не было ожогов.
- Второй способ требует наличия молотка и паяльной лампы. При помощи последней нужно нагреть корпус датчика, одновременно постукивая по нему молотком. Так мы слегка расшатаем элемент и его будет проще выкручивать.
Результаты замены
После установки нового кислородного датчика на «Калину» владельцы замечают существенное падение расхода топлива. Разница составляет два-три литра на сто километров. На холостых машина работает стабильно, отлично разгоняется. Также пропадает на панели приборов и «Чек». Но иногда он может зависать в блоке. Удалить эту ошибку можно с помощью компьютера, подключившись через диагностический разъем.
Можно ли чистить?
Новый датчик на «Калину» стоит в районе полутора тысяч рублей. Сумма небольшая, но все-же находятся люди, желающие сэкономить. Вместо замены датчика они производят его чистку, замачивая в каком-либо растворителе.
Но как показывает практика, эти работы безрезультатны. Даже при отсутствии нагара и налета, такой лямбда-зонд не будет корректно работать. Поэтому в случае неисправности кислородный датчик подлежит только замене. Это намного проще и быстрее, чем чистка.
В заключение
Итак, мы выяснили, что такое кислородный датчик. Как видите, от этой незначительной детали во многом зависит работа мотора автомобиля и его эксплуатационные характеристики. Не стоит игнорировать замену лямбда-зонда. Это может повлечь за собой ряд проблем при эксплуатации автомобиля.
Источник: https://www.syl.ru/article/369567/datchik-kisloroda-kalina-harakteristiki-i-opisanie
Обманка лямбда зонда Калина
Кислородный датчик – лямбда зонд. В машиностроении избыточный коэффициент топливовоздушной смеси обозначается буквой греческого алфавита – лямбда. Отсюда такое название у этого узла выхлопной системы. Выход его из строя может повлечь за собой серьёзные неисправности двигателя, да и всего автомобиля в целом. Очень важно, чтобы этот датчик был всегда исправен.
На автомобилях Лада Калина очень часто выходят из строя кислородные датчики. Это происходит не только из-за условий эксплуатации, но и в связи с конструктивными особенностями этих автомобилей.
Для чего нужен лямбда зонд и когда может понадобится обманка лямбда зонда Калина
При помощи кислородного датчика производится замер количества кислорода, который содержится в отработанных газах. Контроллер передаёт сигнал на ЭБУ автомобиля. Электронный мозг делает заключение о качестве сгорания топлива и регулирует его подачу в двигатель. Благодаря этому обеспечивается стабильная работа каталитического блока.
Диапазон эффективной работы блока катализации довольно невелик. В связи с этими особенностями, необходимо следить за исправностью лямбда зонда, потому что именно он контролирует выпускной тракт.
Важно! Необходимо помнить, что такой агрегат устанавливается только в топливные системы, имеющие электронный впрыск.
В случаях, когда экологичность автомобиля соответствует Евро и Евро 2, кислородный контроллер один и установлен на выпускном коллекторе перед катализатором. Если же экологичность — Евро 3 и выше, то есть ещё один датчик, установленный после каталитической камеры.
Далее в данной статье мы подробно расскажем почему и когда может понадобиться обманка лямбда зонда.
Диагностика неисправности кислородного контроллера
Отказ кислородного датчика поможет выявить качественная диагностика. Её рекомендовано проводить через каждые тридцать тысяч пробега автомобиля.
На неисправность кислородного зонда указывает неправильное напряжение на выходе при работе двигателя на холостом ходу на 2-х тысячах оборотов в минуту. При показаниях вольтметра больше 1В – датчик не исправен.
Для измерения остаточного кислорода в отработанных газах температура датчика должна быть не ниже 300 градусов. Только при таких условиях циркониевый электролит проводит ток, который возникает из-за разницы между кислородом атмосферы и кислородом, содержащимся в выхлопных газах. Таким образом, появляется напряжение на электродах кислородного датчика.
Важно! Исходя из этих особенностей датчика, диагностика производится только при запущенном двигателе, а измерения показаний выполняются осциллографом или мультиметром.
Обязательно необходимо произвести замер сопротивления нагревателя контроллера, предварительно отсоединив штекер. Показания 2-14 Ом считаются стандартными. А рекомендованное производителем выходное напряжение на нём должно соответствовать 10,5 В. Показания ниже указывают на неисправности. Нужно проверить напряжение АКБ, электропроводку и контактные соединения.
Есть ещё один простой и надёжный способ диагностики, которым можно проверить кислородный датчик Калины, при этом не используя дополнительное оборудование. Для этого необходимо выключить зажигание автомобиля, отсоединить колодку жгута и проверить контакт Х1/С4. В случае неисправности контроллера, замыкания с бортовой сетью не произойдёт.
Признаки неисправности лямбда зонда
Выход из строя кислородного датчика можно определить по некоторым признакам. При его отказе ухудшается качество топливной смеси, подаваемой в камеры сгорания. Работа двигателя становится не стабильной на холостом ходу.
Диапазон колебания оборотов значительно увеличивается. Снижается корректность работы топливной системы транспортного средства. При движении автомобиль дёргается.
Происходит значительное снижение мощности. Кроме этого, снижается реакция системы на нажатие педали акселератора. Автомобиль начинает «чихать» — под капотом раздаются характерные звуки.
Причины отказа кислородного датчика
- Некачественное топливо. Примеси, которые в нём содержатся, забивают электроды датчика.
- Износ маслосъёмных колец.
- Попадание антифриза или растворителей на керамический наконечник контроллера.
- Если случился перегрев корпуса кислородного датчика, то это может произойти из-за некорректной работы системы зажигания.
- Некорректное подключение данной детали.
- Многократные попытки запустить двигатель с кратковременными промежутками между ними. В этом случае происходит скопление несгоревшего топлива внутри выпускного коллектора, в результате этого может произойти его возгорание.
Важно! Помните, что при установке кислородного датчика нельзя использовать герметики.
Они способны вулканизироваться.
Решение проблемы с лямбда зондом на автомобиле Лада Калина
Если на Вашей Калине всё-таки вышел из строя кислородный контроллер, то можно воспользоваться одним из вариантов его замены:
- заменить неработающую деталь на новую;
- установить механическую обманку;
- установить электронную обманку;
- сделать перепрошивку ЭБУ.
Обманка лямбда зонда
С первым вариантом замены лямбда зонда всё понятно – купить новый датчик, отключить неисправный, на его место установить исправный контроллер.
Второй вариант – механическая обманка. Это небольшой отрезок бронзовой или другой термостойкой трубки с небольшим отверстием, внутри которой находится каталитическая вставка, как в катализаторе. Проходя через такую обманку, уровень вредных веществ в выхлопных газах сокращается за счёт каталитической реакции, и на ЭБУ автомобиля поступает верный сигнал. Транспортное средство работает в штатном режиме.
Важно! Помните, что любая обманка устанавливается только на исправный кислородный датчик!
Третий вариант – установка электронной обманки – эмулятора. Это своего рода мини-компьютер, который слегка корректирует сигнал, подаваемый на электронный блок управления машины. ЭБУ не видит ошибок, и автомобиль работает без сбоев.
И самый радикальный метод – перепрошивка электронного блока управления. В результате этой манипуляции полностью блокируется подача сигнала со второго кислородного датчика. Другими словами, экологичность автомобиля переводится с норм Евро 3 и выше на Евро 2. В соответствии со стандартами Евро 2 не устанавливался второй лямбда зонд, который обычно расположен после катализатора.
Автомобили Лада Калина, выпускаемые в последние годы, соответствуют стандартам Евро 3 и выше. У них установлено два кислородных датчика: первый — на выпускном коллекторе, а второй — после каталитического фильтра. Первые автомобили выпускались в соответствии с нормами Евро – у них установлен только один контроллер, который находится на «штанах».
Важно! Если Вы не имеете достаточного опыта – доверьте свой автомобиль квалифицированным работникам автосервиса! Они выполнят весь объём необходимых мероприятий качественно и в срок!
Последствия установки обманок
Помните, что любые действия с установкой не штатных деталей, произведённых кустарным способом, могут привести к нежелательным последствиям:
- нарушение работы двигателя из-за некорректной работы компьютера;
- повреждение проводки из-за установки самодельного эмулятора и ошибки в его схеме;
- при самостоятельном изготовлении механической обманки можно повредить сам датчик, и так и не узнать об этом, потому что уже установлена обманка;
- итогом подобных вмешательств может стать сбой ЭБУ.
Если Вы решились заменить лямбда зонд на обманку – приобретите деталь, изготовленную в заводских условиях! Это позволит Вам избежать массы проблем!
Источник: https://nevaglush.spb.ru/raboty/k/obmanka-lyambda-zonda-kalina.html
Устройство и замена датчика кислорода в Ладе Калине
Датчик кислорода Калина достаточно часто ломается. Связано это не только с условиями эксплуатации, характерными для российских дорог, но и с особенностями конструкции автомобиля Лада Калина.
В связи с этим многие автовладельцы производят его ремонт самостоятельно, ведь, если часто обращаться по этому поводу на станции технического обслуживания, можно потратить много денег.
Устройство кислородного датчика
Диагностический датчик кислорода имеет также второе название — лямбда-зонд. Это стоит всегда помнить при чтении технической литературы или же во время покупки его в целях замены. Кроме того, необходимо отметить, что такой датчик является важнейшей частью системы управления силовым агрегатом машины Лада Калина.
Из-за данного обстоятельства любая его поломка может вызвать остановку транспортного средства или создать условия, при которых работа его двигателя становится невозможной.
Сам кислородный датчик обычно монтируется в выхлопном коллекторе, что дает ему возможность контролировать уровень кислорода в выхлопных газах во время работы мотора. В результате лямбда-зонд может подать сигнал, с помощью которого топливная система Лады Калины проконтролирует качество и количество топливной смеси, необходимой для качественной работы двигателя.
Так как данный датчик в процессе своей работы испытывает большие тепловые нагрузки, его изготовляют из термостойких материалов, а его поверхность покрывают керамическим материалом с платиновым напылением. В результате он может выдерживать при установке на Ладу Калину температуру до 350 °С.
Непосредственно же контролем уровня кислорода в выхлопных газах занят нагревательный элемент, скрытый в корпусе зонда. Свою работу он начинает в первые секунды после запуска двигателя для прогрева. Если он неисправен, мотор может не завестись. Поэтому каждый автовладелец должен знать точное место его расположения.
Для того чтобы узнать его, вам достаточно будет поставить автомобиль на смотровую яму и осмотреть выпускной коллектор. При этом стоит обратить особое внимание на верхнюю часть резонатора, так как это стандартное место установки лямбда-зонда.
Ресурс кислородного датчика
Согласно рекомендациям производителя Лады Калины, замена датчика кислорода на этом автомобиле должна в обязательном порядке проводиться после 80 000 — 160 000 км пробега. Однако в том случае, когда появляются явные признаки неисправности, эту процедуру можно провести и ранее, не дожидаясь установленного производителем срока.
Так, к подобным признакам неисправности зонда относятся:
- повышенный немотивированный расход топлива;
- нестабильная работа двигателя на холостом ходу;
- изменение динамических и скоростных характеристик.
Стоит при этом отметить, что быстрому выходу лямбда-зонда способствует плохое качество топлива, используемого автовладельцем. Поэтому в профилактических целях стоит проверять качество покупаемого бензина.
Для того чтобы облегчить владельцу автомобиля замену кислородного датчика, производитель разработал целую систему диагностики. Так для этого, например, используется специальный сканер. Кроме того, в случае установки на автомобиле бортового компьютера все варианты ошибок датчика можно обнаружить в диагностическом режиме на его экране.
Так, в частности, ошибка РО130 обозначает неверный сигнал датчика, а ошибка РО135 — неисправность нагревательного элемента датчика. Полный перечень всех кодов ошибок и их расшифровку можно найти в инструкции, прилагаемой к автомобилю.
Замена кислородного датчика и выбор топлива
Так как лямбда-зонд не подлежит ремонту, его в случае выхода из строя просто заменяют, да и стоит он в пределах 1 500 рублей, что не такая большая сумма. Для замены вам понадобится мультиметр или же вольтметр, смотровая яма и специальный ключ. Процедуру замены начинают с того, что датчик отключают от бортового компьютера.
Далее с помощью вольтметра замеряют уровень напряжения на датчике, включив зажигание. Нормальным значением напряжения считается 0,45 В. В том случае, если оно отсутствует или же отличается на 0,02 в ту или иную сторону, это может свидетельствовать о неисправности датчика кислорода.
Установив неисправность датчика, приступают к его замене. Для этого извлекают держатель провода датчика из отверстия его защитного экрана. Далее ключом на 22 датчик выворачивается из каталитического коллектора.
Непосредственно же для его демонтажа потребуется специальный ключ особой конфигурации. При этом некоторые опытные автолюбители выкручивают датчик обычным рожковым ключом на 22.
Монтаж нового датчика на место производится в обратном порядке.
Как выбрать качественное топливо для автомобиля?
Так как все поломки датчика кислорода происходят из-за некачественного топлива, стоит уделять особое внимание его подбору. Например, не стоит приобретать бензин от неизвестного производителя, с рук. Обычно такой «серый» бензин очень некачественный и имеет в своем составе вредные примеси.
Также не стоит заменять марку бензина на другую, не рекомендованную производителем. Дело в том, что вся топливная система и силовой агрегат собираются на заводе под определенный вид бензина, и если его заменить, то можно значительно понизить ресурс как двигателя, так и всего автомобиля в целом.
Такой же эффект может дать и самостоятельная переделка топливной системы, выполняемая автовладельцем с целью перехода на более дешевый бензин.
Еще одним способом профилактики поломок топливного датчика является вовремя производимое техническое обслуживание. Дело в том, что полностью исправная топливная система выдает наиболее чистую выхлопную смесь, которая, в свою очередь, оказывает мягкое воздействие на датчик, не вызывая при этом его повреждения.
Если лямбда-зонд начинает выдавать неправильные показания, его нужно заменить, не допуская появления серьезных поломок силового агрегата.
Источник: https://1ladakalina.ru/komplektuyuschie/datchik-kisloroda.html